Эргономические исследования показали, что за смену свыше 25% рабочего времени водитель находится в вынужденной рабочей позе – сидя, выполняя при этом движения в определенно заданном, часто повторяющемся направлении. При выполнении движений основная нагрузка ложится на отдельную группу мышц (верхние конечности) (таблица 5. 3).
Таблица 5.3- Показатели двигательной нагрузки у водителей
Количество движений |
Руками |
Ногами |
Головой |
Всего |
За смену |
1448 |
677 |
658 |
2783 |
В час |
95,6 ± 1,2 |
45,1 ± 1,1 |
43,5 ± 1,4 |
179,2 ± 0,8 |
При анализе режима труда было выявлено, что водители работают по трем графикам:
• первая смена – в 5.00–6.00 до 15.00–16.00 (перерыв 30–60 мин);
• вторая смена – с 15.00–16.00 до 24.00– 1.00 (перерыв 30–50 мин);
• третья смена – по разрывному графику: работа с 6.00 до 11.00, перерыв с 11.00 до 15.00, работа с 15.00 до 20.00.
Анализ физиологического состояния водителей показал, что у работающих таким образом после 4 ч работы увеличивалась частота пульса (на 10–15%), в т. ч. и во время четырехчасового перерыва, если он использовался не по назначению.
Систолическое и диастолическое давление в течение смены колебалось неравномерно. В первой смене увеличивалось как систолическое, так и диастолическое давление, а пульсовое практически оставалось без изменений. Во второй и третьей сменах пульсовое давление к концу работы увеличивалось, что говорит об утомлении организма.
Анализ центральной нервной системы показал, что через 7–9 ч работы, независимо от смены, время реакции на звуковой раздражитель возрастало, особенно к концу работы.
Латентный период на световой раздражитель укорачивался через 3–5 ч, достигая достоверной значимости на пятом часу работы.
Во второй смене в первые часы работы скрытое время реакции на световой раздражитель уменьшалось только в течение 2 ч, а затем увеличивалось, т. е. в ночное время прослеживается напряжение органов зрения в большей степени, чем других систем организма.
Анализ динамики уровня внимания водителей показал, что во второй смене количество допущенных ошибок значительно больше, однако продолжительность просмотра корректурных таблиц ниже к концу дня, чем в первой смене. Объяснить это можно тем, что работа в ночное время требует от водителя большей ответственности за безопасность движения (таблица 5.4).
При работе по третьему режиму в конце дня возрастает как количество допущенных ошибок, так и время просмотра таблиц. Возникает общее переутомление организма за длительную рабочую смену.
Таблица 5.4 - Динамика уровня внимания водителей автобусов в разные смены
Время работы |
Количество ошибок |
Продолжительность просмотра таблиц |
Первая смена | ||
• с 5.45 до 6.45 |
0,9 ± 0,2 |
24,7 ± 1,5 |
• с 7.45 до 8.45 |
1,0 ± 0,14 |
30,6 ± 1,56 |
• с 10.20 до 11.20 |
1,1 ± 0,1 |
31,0 ± 1,1 |
• с 12.30 до 13.30 |
1,4 ± 0,14 |
33,2 ± 1,3 |
Вторая смена | ||
• с 15.20 до 16.20 |
1,0 ± 0,14 |
23,7 ± 1,2 |
• с 16.20 до 17.20 |
1,1 ± 0,2 |
30,5 ± 1,5 |
• с 18.20 до 19.20 |
1,4 ± 0,14 |
33,1 ± 1,2 |
• с 20. 20 до 21.20 |
1,5 ± 0,14 |
33,1 ± 1,2 |
• с 22.20 до 23.20 |
1,6 ± 0,2 |
34,1 ± 1,5 |
Третья смена (разрывной график) | ||
• с 6.45 до 7.45 |
0,9 ± 0,2 |
23,5 + 1,2 |
• с 9.30 до 10.30 |
1,1 ± 0,2 |
31,5 ± 1,2 |
• с 15.00 до 16.00 |
1,2 ± 0,9 |
33,0 ± 1,5 |
• с 17.00 до 18.00 |
1,4 ± 0,1 |
34,1 ± 1,2 |
• с 19.00 до 20.00 |
1,8 ± 0,2 |
35,1 ± 1,2 |
Еще о транспорте:
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт
– основное звено в единой транспортной системе Российской Федерации. Отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Эти преимущества делают ...
Определение норм времени на другие виды работ
Для выполнения суточного плана – графика условно принимают следующие нормы времени: - время подачи, уборки вагонов на грузовой двор Т=10 мин. - время подачи, уборки вагонов на грузовой путь t=20 мин. - время заезда маневрового локомотива с вагонами и без них, с грузового двора на подъездной путь и ...
Расчет деталей крюковой обоймы
По грузоподъемной силе и режиму работы определяем номер крюка /5,с.32/ , а по номеру крюка /5.с.28/ определяем диаметр нарезной части хвостовика крюка d0 и ненарезной части d1./ГОСТ 6627-74/. Крюк № 13 Проверяем крюк в опасном сечении. , (3) где Fg - грузоподъемная сила, Н; dвн - внутренний диаметр ...