Труд водителя характеризуется комплексом таких неблагоприятных производственных факторов, как высокое нервно-эмоциональное напряжение, связанное с риском дорожно-транспортных происшествий, неблагоприятный микроклимат, запыленность, загазованность, статические нагрузки. Воздействие этих факторов значительно увеличивается при перевозке людей в условиях напряженного движения на автомагистралях.
Для разработки профилактических мероприятий, направленных на снижение риска развития профессиональной патологии, были выполнены различные гигиенические и психофизиологические исследования, которые позволили разработать систему оценки риска и профилактики профпатологии.
Были проанализированы наиболее интенсивные маршруты движения, проходящие по самым оживленным улицам города и перевозящие наибольшее количество пассажиров, с наибольшим количеством получаемых водителем сигналов от светофоров, проезжающего автотранспорта, дорожных знаков.
Гигиеническая оценка условий труда водителей автобусов предусматривала инструментальные исследования уровней звука и звукового давления (315 исследований), общей и локальной вибрации (210), параметров температуры и влажности воздуха в кабине водителей при помощи аспирационного психрометра (210).
Проведены лабораторные исследования содержания вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны и атмосферном воздухе.
Система оценки риска и профилактики профпатологии водителей автобусов(200 проб). Отбор проб осуществлялся аспирационным методом на поглотители. Результаты анализов оценивались по ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны» и ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
Была проведена оценка хронометража рабочего дня (в т. ч. анкетирование 105 водителей) и функционального состояния организма водителей в течение смены.
При анализе профессиональной заболеваемости проведена статистическая обработка материала по профпатологии (998 случаев) и общей заболеваемости с временной утратой трудоспособности у 445
водителей пассажирских автопредприятий.
Гигиенический анализ факторов риска на рабочем месте водителя установил, что основными неблагоприятными факторами, воздействующими на водителя, являются шум, общая вибрация, неблагоприятные микроклиматические условия (таблица5.1).
Неблагоприятным производственным фактором является повышенное содержание в воздухе рабочей зоны химических веществ, поступающих в кабину водителя из воздуха придорожной зоны. Лабораторные исследования показали, что уровень загазованности атмосферного воздуха влияет на загазованность рабочей зоны кабины водителя окислами азота и углерода, углеводородами.
Превышения в зоне дыхания водителей наблюдались по 12 химическим ингредиентам, из них наибольшая доля приходится на оксид углерода и диоксид азота, т. е. вещества, образующиеся при сгорании топлива (таблица5.2).
Таблица 5.1 - Результаты исследований шума, вибрации и микроклимата на рабочем месте водителя
Фактор (количество проведенных исследований) |
Количество превышений ПДУ |
Относительный показатель, % |
Абсолютное превышение |
Шум (315) |
110 |
35,1 |
1–9 дБ |
Общая вибрация (105) |
51 |
49,2 |
6–11 дБ |
Локальная вибрация (105) |
4 |
4,5 |
2–8 дБ |
Температура (210) |
112 |
53,3 |
5–7 oC |
Влажность (210) |
- |
- |
- |
Еще о транспорте:
Карданная передача
При размещении одного агрегата относительно другого на некотором расстоянии вращающий момент передаётся через карданные передачи. Они предназначены для передачи вращающего момента между агрегатами, оси валов которых могут смещаться при движении. Их применяют главным образом на автомобилях для соеди ...
Оценка вариантов реформирования железнодорожного транспорта
В процессе разработки и согласования Концепции выявились значительные разногласия между МПС России и рядом федеральных министерств по вопросам методов и сроков проведения реформирования железнодорожного транспорта. Основные возражения со стороны оппонентов вызвало положение об образовании единог ...
Расчет грузов сельского хозяйства
Основными хлебными грузами являются зерновые (рожь, пшеница, овес, ячмень, кукуруза), а также мука и крупы. Местные перевозки хлебных грузов определяются двумя методами: а) по балансу производства и потребления хлеба в районе тяготения; б) расчетным, базирующимся на данных о государственных заготов ...