Основными показателями экономической эффективности внедрения новой техники являются: капитальные вложения, необходимые для осуществления мероприятия; себестоимость и рентабельность продукции; срок окупаемости капитальных вложений (или соответствующие коэффициенты эффективности – обратная величина срока окупаемости); производительность труда или снижение трудоемкости.
Величина капитальных вложений используется для исчисления амортизационных отчислений как составной части себестоимости и для определения сроков окупаемости этих капитальных вложений. Надо учитывать не только вложения в новую технику, но и затраты для пополнения оборотных средств.
Себестоимость продукции – наиболее важный показатель эффективности от внедрения новой техники. Изменения себестоимости определяются на основе сравнения калькуляции себестоимости единицы продукции по базисному и внедряемому вариантам; изменения в расходе сырья и материалов – по разности норм расхода в базисном и сравнительном вариантах, умноженной на годовой выпуск продукции. Для определения экономии живого труда проектная трудоемкость производства сопоставляется с фактической трудоемкостью. Сумма заработной платы основных рабочих рассчитывается на основе тарифных ставок с учетом премий и дополнительной заработной платы. Разницу в сумме заработной платы основных рабочих можно также определить исходя из разницы в численности рабочих, обслуживающих соответствующее оборудование в старых и новых условиях. Изменение затрат по косвенным расходам необходимо рассчитывать не пропорционально основной заработной плате, как это делается в бухгалтерском учете, а прямым путем по каждой слагаемой статье.
Разница в себестоимости единицы продукции по двум сравниваемым вариантам сама по себе не дает окончательного ответа о преимуществе того или иного варианта. Вариант может дать более низкую себестоимость, но требует значительных капитальных вложений, определяемый как отношение дополнительных капитальных вложений к сумме прироста прибыли, полученной за счет этих капитальных вложений. Срок окупаемости (О) (в годах) определяется по формуле
, (5.1)
гдеК – величина капитальных затрат;
П – прирост прибыли, полученной за счет капитальных вложений, в расчете на год.
Коэффициент эффективности капитальных вложений () есть величина, обратная сроку окупаемости
, (5.2)
Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений на новую технику можно выразить через разницу в затратах в условиях равновеликих объемов производства
, (5.3)
где – разница в капитальных вложениях по внедряемому и базисному вариантам;
- разница в себестоимости годовой продукции по базисному и внедряемому вариантам.
Коэффициент сравнительной экономической эффективности (), обратный сроку окупаемости
,(5.4)
По отдельным отраслям промышленности утверждены нормативные сроки окупаемости и коэффициенты сравнительной эффективности капитальных вложений по новой технике.
Капитальное вложение на новую технику можно считать достаточно эффективными, если
, (5.5)
гдеО – нормативный срок окупаемости. После преобразования это выражение приводится к следующему виду
(5.6)
Величину (К+ОЗ) можно рассматривать как сумму приведенных затрат. Минимальная сумма приведенных затрат покажет наиболее экономичный вариант.
Экономическая эффективность от использования подвижных средств с механизированной смазкой составных частей ДСМ будет зависеть от увеличения их сменной выработки или годовой эксплуатационной производительности. Оценку сменной выработки и годовой эксплуатационной производительности выполним для одной машины экскаватора ЕТ-14.
В соответствие с результатами анализа наработки экскаватора за смену чистое время работы машины составляет 60,4%, при коэффициенте использования машины по времени 0,89. В случае использования мастерской ТО и ремонта укомплектованной солидолонагнетателем для оказания помощи машинисту в проведение ЕО время проведения этого вида ТО сокращается на 15-20мин. Таким образом, чистое время работы машины в смену, соответственно, увеличивается на 15-20 мин. Также сокращается время проведения конкретных видов обслуживания за счет механизации смазочных работ (Таблица 5.1).
Определим, насколько при этом увеличится сменная производительность машины, а также годовые экономические показатели.
Еще о транспорте:
Руководство маневра
Движением маневровых локомотивов руководит только одно лицо – составитель поездов, который получает план работы от руководителя смены ДСЦ или ДСП. Составитель поездов во врем маневровой работы должен находится в таком месте, от куда он может видеть одновременно локомотивную бригаду и лица участвующ ...
Расчет основных параметров агрегатов трансмиссии,
подвески и механизмов, обеспечивающих безопасность движения
Для расчета муфты сцепления необходимо задаться наружным D и внутренним d диаметром ведомых дисков, исходя из которых рассчитывается средний радиус Rcp. Ниже приведены значения диаметров сцеплений отечественных автомобилей. Таблица 1.6 Размеры ведомых дисков сцеплений различных автомобилей Марка ав ...
Расходы на авиаГСМ
В данном разделе необходимо определить расходы для двух типов воздушных судов используемых в пассажирских перевозках. Для данного варианта исследуемыми являются воздушные суда Ил-62М и Ту-214. Расходы на авиаГСМ рассчитываются по уравнению вида: Э= (С*q/1000) * (t+T). Где С - стоимость 1 тонны топл ...