Исходя из масштаба и функций формируемого хозяйствующего субъекта и требований к нему, на первом этапе реформ его организационно-правовая форма должна быть определена на основе анализа следующих возможных вариантов:
- сохранение существующей структуры управления федеральным железнодорожным транспортом (включая МПС России);
- федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП);
- единое открытое акционерное общество (ОАО), 100 % акций которого находятся в федеральной собственности;
- несколько открытых акционерных обществ, 100 % акций которых находятся в федеральной собственности.
1). Сохранение существующей структуры управления федеральным железнодорожным транспортом.
Основные преимущества
Предоставление руководству и сотрудникам системы федерального железнодорожного транспорта возможностей сконцентрироваться на внутренней реорганизации и трансформации бухгалтерского учета (без дополнительного отвлечения внимания на юридические процедуры слияния).
Снижение риска дополнительной концентрации "рыночной власти" у одного хозяйствующего субъекта.
Снижение риска "потери" активов в ходе реорганизации за счет сохранения существующего состава и юридической структуры предприятий и организаций системы.
Основные недостатки
Сохранение на подготовительном (первом) этапе реформ совмещения хозяйственных и регулирующих функций.
Риск затягивания реформ в отсутствие мощного внутреннего стимула к началу реорганизации.
Невозможность выстраивания системы управления и учета по видам деятельности без изменения юридически закрепленной структуры управления.
Сохранение организационного объединения естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности.
Невозможность обеспечить рост уровня мотивации сотрудников.
2). Федеральное государственное ' унитарное предприятие (ФГУП)
Основные преимущества
Разделение хозяйственных и регулирующих функций уже на подготовительном (первом) этапе реформ.
Минимальность организационно-правовой трансформации на первом (подготовительном) этапе.
Основные недостатки
Необходимость трансформации единого ФГУП в ОАО при переходе ко второму этапу реформ, т.е. создание дополнительного шага на пути преобразований.
Риск затягивания реформ.
Организационно-правовое слияние естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности.
Риск увеличения непрозрачности предприятия при слиянии.
Рост зависимости от кредиторов при слиянии.
Риск усиления монополизации отрасли.
Риск "потери" активов в ходе реорганизации (может быть снижен путем проведения инвентаризации и специального аудита).
Невозможность обеспечить рост уровня мотивации сотрудников.
Недостаточная привлекательность для внешних инвестиций из-за невозможности участия внешних инвесторов в капитале и управлении предприятием, а также из-за отсутствия права собственности на имущество.
3). Открытое акционерное общество (ОАО).
Основные преимущества
Разделение хозяйственных и регулирующих функций уже на подготовительном (первом) этапе реформ.
Необратимость перехода ко второму этапу за счет придания соответствующих функций органу государственного управления на железнодорожном транспорте и за счет представительства государства в Совете директоров.
Наличие мощного внешнего стимула к началу реорганизации как относительная гарантия достаточных темпов реформы.
Возможность привлечения частных инвестиций уже на первом этапе реформ, в том числе за счет продажи акций дочерних предприятий, выпуска облигаций и привлечения кредитов банков.
Более действенный (по сравнению с ФГУП) государственный контроль имущественного комплекса: деятельность исполнительных органов ОАО контролируется рядом нормативных актов.
Финансовая устойчивость за счет большей гибкости в распоряжении активами.
Обеспеченная мотивация труда работников.
Основные недостатки
Отвлечение внимания руководства федерального железнодорожного транспорта также И на юридические преобразования.
Риск затягивания реформ.
Организационно-правовое слияние естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности.
Еще о транспорте:
Требования по обеспечению безопасности автобусных перевозок
Безопасность автобусных перевозок непосредственно на маршрутах обеспечивается: § водителями автобусов; § автотранспортными, иными предприятиями (предпринимателями), осуществляющими автобусные перевозки; § дорожно-эксплуатационными, коммунальными, другими организациями, предпринимателями, в ведении ...
Тарифы и ценообразование в ООО “УТиМ”
К основным факторам определения тарифов в ООО “УТиМ” относятся: - показатели работы автомобилей и техники за прошедший год; - тарифная политика предприятий-конкурентов в географическом районе деятельности предприятия. Определяются затраты на работу одного часа автотранспорта путем деления общего ра ...
Установление транзитного района исследования проектируемой железной дорого
по нескольким точкам линий равных расстояний
Для установления транзитного района исследования необходимо нанести проектируемую железную дорогу на схему железных дорог. Транзитный район тяготения устанавливается путем сопоставления маршрутов следования грузов для взаимно корреспондирующих районов и пунктов. Если в результате сравнения будут ус ...