, (1.11)
где К – ставка капитализации;
R – ставка дисконта;
долгосрочные темпы прироста прибыли.
Во многих случаях, особенно когда объект оценки представлен недвижимостью, применяют более сложные методы расчета коэффициента капитализации, учитывающие, например, возмещение капитальных затрат (методы Ринга, Иствуда) или удовлетворение требований доходности на собственную и заемную составляющую всего инвестированного капитала.
В практике оценочной деятельности широко используется метод кумулятивного построения ставки дисконта. В нем на первом этапе за базу расчетов принимают безрисковю ставку дохода, аналогично методу дисконтированных денежных потоков. На втором этапе вносят поправки, учитывающие специфические для данного предприятия действие количественных и качественных факторов риска, т.е. определяют величину премий за риск. Зарубежная практика оценки рисков показывает, что их величина изменяется в пределах 0-5% по каждому из факторов: размера предприятия, качества управления, источников финансирования, уровня диверсификации (продукции и клиентуры), прогнозируемости прибыли и пр.
Предварительную текущую стоимость предприятия получают по формуле:
(1.12)
Технология внесения поправок на нефункционирующие активы, недостаток ликвидности в данном случае аналогична принятой в методе дисконтированных денежных потоков.
Мировая практика оценочной деятельности в странах с развитой и стабильной экономикой показывает, что доходный подход позволяет получить наиболее обоснованную рыночную стоимость действующего объекта. Поэтому его применяют для предприятий всех размеров в 80-90% случаев оценки.
Все три подхода: рыночный, доходный, затратный имеют определенные достоинства и недостатки. Объединим и представим их в виде таблицы 1.1.
Таблица 1.1 – Основные достоинства и недостатки подходов
Подход к оценке |
Достоинства |
Недостатки |
Сравнительный подход |
- позволяет отразить менее типичных продавцов и покупателей в итоговой оценке; - в ценах продаж отражается изменение финансовых условий и инфляции; - статистически обоснован; позволяет вносить корректировки на отличия сравниваемых объектов; - основан на реальных рыночных данных |
- нет абсолютно одинаковых продаж; - сложность сбора информации о фактических ценах продаж; - зависимость от активности и стабильности рынка |
Подход к оценке |
Достоинства |
Недостатки |
Доходный подход |
- учитывается инвестиционный доход; - хорошо подходит в случае, когда объект сложно оценить с помощью затратного подхода, а для использования сравнительных методик нет соответствующей рыночной информации |
- необходимость прогнозирования долговременного потока дохода, которое затруднено сложившейся недостаточно устойчивой экономической ситуацией в России, к тому же вероятность неточности прогноза увеличивается пропорционально долгосрочного периода; - сложность расчета ставок капитализации и дисконтирования; - в процессе прогнозирования денежных потоков или ставок дисконтирования устанавливаются различные предположения и ограничения, носящие условный характер; - проблематичность сбора данных о доходности аналогичных предприятий |
Затратный подход |
- эффективен при оценке предприятия в целом; при оценке контрольного пакета акций предприятия, обладающего значительными материальными активами; оценки новых предприятий, когда отсутствуют данные о прибылях; - используется когда имеются затруднения с обоснованным прогнозированием величины будущих прибылей; когда отсутствует информация об объектах-аналогах; - в случае ликвидации объекта |
- результаты могут оказаться неадекватными реальной рыночной действительности, отражающей сложившееся соотношение спроса и предложения; - не учитывает некоторые особенности объектов, например, их доходность, эффективность |
Таким образом, каждый из подходов имеет собственные достоинства и недостатки. Применение того или иного подхода и методов оценки зависит от конкретной ситуации. Для наибольшей объективности, получаемой в результате оценки стоимости объекта необходимо применять по возможности все три подхода.
Еще о транспорте:
Количество диагностических воздействий за год по маркам автомобилей
Согласно «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава», диагностирование как отдельный вид обслуживания не планируется, и работы по диагностированию подвижного состава входят в объём работ ТО и ТР. При этом в зависимости от метода организации диагностирование автомобилей може ...
Система ремонта вагонов и структура вагоноремонтной базы магистрального железнодорожного
транспорта
Как известно, по функциональному назначению общий парк вагонов железных дорог подразделяется на два основных: - парк грузовых вагонов ; - парк пассажирских вагонов. Поэтому в структуру вагоноремонтной базы на железнодорожном транспорте входят вагонные депо и ВРЗ для ремонта грузовых вагонов и вагон ...
Организация погрузочно-разгрузочных работ
Погрузочно-разгрузочные работы состоят из следующих этапов: Прием, подготовка, комплектование и формирование грузов к отправке на строительный объект; Доставка материалов, изделий и конструкций на строительный объект; Разгрузка материалов на строительном объекте и подача к рабочему месту. Технологи ...