Принцип действия скреперных установок основан на перемещении груза по почве скрепером с помощью скреперной лебедки, канатов и системы блоков.
Во время работы скрепер совершает возвратно-поступательные движения. Движение скрепера от забоя (рабочий ход) осуществляется головным канатом, на забой (холостой ход) — хвостовым канатом. При рабочем ходе скрепер, внедряясь в штабель разрыхленной горной массы, самозагружается и транспортирует груз волочением по почве до места разгрузки в рудоспуск или в вагонетку.
Наибольшее распространение получили скреперные установки в подземных рудниках черной и цветной металлургии для доставки дробленой руды из очистных забоев в штреках и ортах скреперования и для уборки взорванной горной массы при проходке горизонтальных и наклонных выработок с уклоном до 30 доставка горной массы в подземных условиях производится, в основном, на грохот или полок по прямой или переменной трассе с помощью двух- и трех барабанных лебедок. длина доставки составляет от 5 до 100 м.
В зависимости от горно-геологических условий средняя производительность составляет 150—300 т/смену, максимальная — 700—800 т/смену. Транспортироваться могут любые кусковые грузы размером до 1000 мм, насыпной плотностью до 3 т/м3.
Рисунок 1. Схема скреперных установок:
а, б — доставка по прямой трассе соответственно к грохоту и к полку; в — доставка по ломаной трассе; г — доставка по прямой прямолинейной трассе трехбарабанной лебедкой; 1 — лебедка; 2 — грохот; 3, 6 — канаты; 5, 7, 8 — подвесные концевые, отклоняющие блоки; 9 — полок
Длительному применению скреперной доставки способствовали совмещение ее с погрузкой, простота устройства, расположение скреперной лебедки на значительном расстоянии от мест взрывных работ, небольшие затраты на перенос и монтаж.
Руду доставляют скрепером как по очистному пространству, и по подготовительным выработкам, скреперным штрекам или ортам в которые из очистного пространства она поступает под собственным весом. Руду скреперуют в рудоспуски или в вагоны через погрузочный полок, в последнем случае погрузку вагонов называют безлюковой.
При скреперовании по прямой используют двухбарабанные лебедки, при скреперовании под углом — двух- и трехбарабанные, а в широких камерах — трехбарабанные. При доставке руды под углом, т. е. последовательно по двум работкам, из которых одна расположена под углом (обычно прямым) к другой, применяют либо две двухбарабанные лебедки (по одной в каждой выработке), работающие последовательно, либо одну двух- или трехбарабанную. При двухбараной лебедке сначала скреперуют «из-за угла» при двух концевых блочках с разъемными крюками, затем с дальнего концевого блочка снимают канат, Оставляют его на одном, ближнем, концевом блочке и скреперуют руду к лебедке.
Рисунок 2. Схемы скреперования под углом.
а — двумя лебедками; б — одной трехбарабанной; в—одной двухбарабанной; г—то же, вторая стадия (1 — лебедка; 2 скрепер; 3 — головной канат; 4— хвостовой канат; 5—рудоспуск. Стрелкой показано направление подвигания забоя); д — в очистной камере трех барабанной лебедкой с одним головным (1) и двумя хвостовыми (2) канатами (3— лебедка; 4— скрепер; 5— рудоспуск; 6—блочок)
Были попытки создать приспособления для непрерывного движения скрепера под углом, однако ни одно из них не оказалось надежным. При использовании трехбарабанной лебедки перемещают наполненный скрепер с помощью одного головного каната по первой выработке, с помощью другого — по второй. Скреперную лебедку устанавливают с той стороны, в которую скреперуют руду. Этим облегчается визуальный контроль за наполнением скрепера и его разгрузкой. При необходимости можно располагать лебедку с противоположной стороны и скреперовать руду от скреперной лебедки.
В широких камерах трехбарабанные скреперные лебедки применяют с одним головным и двумя хвостовыми канатами; направление движения скрепера изменяют путем большего натяжения левого или правого хвостового каната.
Достоинствами скреперных установок являются совмещение операций по погрузке и доставке, простота конструкции, надежность работы в сложных условиях, возможность транспортирования крупнокусковых скальных пород и работы при различных углах наклона трассы, простое изменение длины доставки, невысокая стоимость. Недостатки скреперных установок: малая производительность, ограниченная длина транспортирования, быстрый износ канатов, высокая энергоемкость.
Еще о транспорте:
Требования, предъявляемые к водителям
Допуск водителей к управлению автобусами осуществляется в соответствии с положением о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, при наличии водительских удостоверений соответствующих категорий. На заданный маршрут, который является междугородным, могут быть допущены водители, ...
Планировка шиноремонтного цеха
Шиноремонтный цех размещен в отдельном помещении общей площадью 25,72 м2. Помещение имеет ширину 2,8 м. Цех имеет выход в производственный корпус в непосредственной близости от которого расположен пост по снятию и установке колес на автомобиль, оборудованный подъемником. В рассматриваемом помещении ...
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт – узкоспециализированный вид транспорта. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. Трубопроводный транспорт отличается от других видов транспорта рядом преимуществ. Затраты на строительство трубопровода почти в 2 ра ...