Таким образом, по типу связи автопоезда делятся на прицепные, седельные и автопоезда-роспуски, по назначению: на общетранспортные для перевозки различных грузов, иногда называемые универсальными или бортовыми (по виду кузова); специализированные приспособленные для перевозки определенных видов грузов; специальные, предназначенные для перевозки определенных грузов и для выполнения с ними различных технологических операций с помощью специального постоянно смонтированного оборудования.
Автопоезда бывают с активным или пассивным приводом к колесам прицепа (полуприцепа). Обычно автопоезд состоит из двух основных элементов (звеньев), но могут быть и многозвенные автопоезда с числом звеньев три и более.
Как в нашей стране, так и за рубежом применительно к автопоездам действуют различные ограничения. Предельно допустимые полные массы общетранспортных и специализированных автопоездов зависят от числа мостов и допускаемых на них нагрузок, например, в нашей стране максимальная полная масса автопоезда при пяти мостах составляет 40 т, а при шести и более — 52 т. Наибольшая ширина автопоезда — 2,5 м, высота 4,0 м. Наибольшая длина двухзвенного автопоезда — 20 м, трехзвенного — 24 м. Габаритно-массовые показатели СТС устанавливаются специальными нормативными документами и, как правило, значительно превышают эти значения.
Основные компоновочные схемы таких автопоездов показаны на рис. 1.1.
Рисунок -1.1 Компоновочные схемы атопоездов
Компоновочные схемы большегрузных СТС и автопоездов различаются в силу различных габаритно-массовых показателей.
Седельные автопоезда имеют преимущество перед прицепными, так как при той же грузоподъемности имеют меньшую длину, меньше подвержены вилянию, конструктивно более просты и имеют меньший коэффициент металлоемкости.
Кроме того, использование седельных автопоездов позволяет повысить коэффициент пробега, сократить простои под погрузкой и разгрузкой за счет эксплуатации тягача с двумя полуприцепами или более и, самое главное, — расширяет возможности специализации автопоездов. Номинальная грузоподъемность прицепного автопоезда на 10—15% выше, чем аналогичного седельного автопоезда, автомобиль-тягач является самостоятельной транспортной единицей.
Применение в будущем прицепных автопоездов с минимальными зазорами между звеньями за счет укороченных тягово-сцепных устройств и с легкосъемными кузовами, унифицированными по присоединительным размерам с рекомендуемыми ИСО рядом контейнеров, следует рассматривать как перспективное.
Стремление повысить производительность автотранспортных средств (АТС) обусловливает применение многозвенных автопоездов, которые могут быть составлены из автомобиля-тягача и прицепных звеньев в различном сочетании.
Широкому распространению трехзвенных автопоездов в нашей стране будет способствовать внедрение более совершенных конструкций тягово-сцепных устройств, выпуск автомобилей-тягачей с улучшенными тягово-скоростными свойствами, улучшение управляемости и устойчивости автопоездов и развитие сети магистральных дорог.
При проектировании магистральных автопоездов важным фактором является максимальная реализация допускаемых законодательством габаритно-массовых параметров. При этом одной из проблем при компоновке автопоезда является обеспечение необходимой грузовместимости кузовов для реализации его допустимой полной массы. Данная задача может быть решена при сокращении расстояния между тягачом и прицепом за счет: применения укороченных тягово-сцепных устройств; уменьшения длины кабины за счет переноса спальных мест в надстройку над кабиной (при этом полезная длина грузовой платформы увеличивается на 400—500 мм); использования низкорамных прицепов, для чего на прицепы устанавливаются низкопрофильные шины с минимально возможным диаметром; применения полуприцепов со ступенчатым полом, что увеличивает грузовое помещение у седельных автопоездов.
Еще о транспорте:
Организация технического обслуживания, текущего ремонта и экипировки вагонов
Основой организации работы в пункте формирования служит график по техническому обслуживанию и экипировке пассажирских составов, график прохождения составов по парковым путям. Контроль за этими операциями возлагается на оператора пункта формирования. Рассмотрим организацию работы на проектируемой ст ...
Выбор редуктора и соединительных муфт
Типоразмер редуктора выбирают путем сравнения эквивалентного вращающего момента на выходном валу Тэ и эквивалентной консольной нагрузки Fэ с ближайшими большими номинальными вращающим моментом редуктора Тном и консольной нагрузкой FТ, а также по требуемому передаточному числу uтр и частоте вращения ...
Определение потребности работников отделения, распределение их по
профессиям и разрядам
Численность рабочих определяется по явочному и списочному составу. Явочный состав основных производственных рабочих определяем по величине производственной программы ремонта вагонов, затрат труда, трудоемкости, нормо-часов, номинального фонда рабочего времени за расчетный период. Явочную потребност ...